?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

Давайте, братья и сестры, вернем уже людям Рождество! - предлагает нам Илья Ааронович Забежинский. Давайте уже перейдем на новоюлианский календарь, выйдем из православного гетто к людям!

Да, безусловно, не буду спорить, давно пора в Российской Церкви над всем этим задуматься, и даже постепенно готовиться к переходу на новоюлианский календарь. Но стоит ли это делать прямо здесь и сейчас? Сильно сомневаюсь, а, точнее, уверен в обратном. Если было бы всё так просто, то святитель Тихон девяносто два года назад не издал бы распоряжение "временно отложить" уже принятое месяц тому назад Архиерейским совещанием Российской Православной Церкви решение о введении нового календарного стиля в церковное употребление.

Если автор, говоря, "одиннадцать поместных Церквей уже скоро сто лет как живут по новому календарю", подразумевает при этом то самое православное большинство, то, к сожалению, приходится огорчится и огорчить его - он глубоко ошибается. Ну, во-первых, чисто фактологическая неточность, ибо из числа 11 Польская Православная Церковь не так давно дала обратный ход, констатировав, что большинство её приходов живет по старому стилю, и на официальном уровне вернулась к юлианскому календарю, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, ныне разделенная фактически на два параллельных Синода, наверное, уже сама не может ответит на вопрос, по какому стилю она живёт а Православная Церковь в Америке пока что не признаётся Вселенским Патриархом автокефальной.

Но это всё, конечно, мелочи. Куда серьезнее, что в очередной раз путаются понятия Поместной и Автокефальной Церкви. Поместная Церковь - это жу вовсе не обязательно Церковь со статусом формальной автокефалии. Совершенно очевидно, что невозможно измерять православное большинство по этому статусу - Московский Патриархат вряд ли равен Албанской Церкви или даже Александрийскому Патриархату. Вообще, по большому счёту каждая Церковь, находящаяся в определенной местности, может быть названа Поместной Церковью; сколько на земном шаре местностей, где имеются Церкви Христовы, — столько на земле и Поместных Церквей. А применительно к Православной Церкви, Поместной Церковью принято считать относительно большую местную Православную Церковь, которая собирает Соборы епископов, поместные Соборы, и как, правило обладающие в той или иной форме самоуправлением. И если посмотреть правде в глаза и реально сравнить количество Поместных Церквей с разными календарями, и ещё при этом учесть количественную составляющую отдельно взятой Поместной Церкви, то получится совсем другая картина. Как бы не хотелось видеть обратное, православное большинство по-прежнему придерживается этого "православного гетто" и остается при юлианском календаре. Помимо автокефальных Сербской, Грузинской и Польской Церквей, одна из крупнейших в мире - многомиллионная Украинская Православная Церковь, в том государстве, которое вроде как бы никогда не страдало российским комплексом самоизбранности, самоисключительности и пр., до сих пор ведь живёт по старому стилю! Кстати, вместе с ней так живёт и Украинская Греко-Католическая Церковь, и это уже о много говорит... А если дальше считать количество, то присовокупив Российскую Церковь и Церкви стран СНГ и Балтии как раз и получится православное большинство. Это ведь подтверждается и тем, что Греческий Православный Патриархат Иерусалима - Православная Церковь на Святой земле, на чьи богослужения съезжаются паломники со всего мира - тоже празднует всё по старому календарю. А святогробское братство, вообще, держится не только старого календаря, но ещё и "святогробского времени"...

Да и вообще, много ли значит сам календарь? Опять же, конечно, переход на новоюлианский календарь - это очень хорошо, нужно и правильно, аргументы за него давно известны, и, в целом, справедливы. Но является ли календарь тем ключом, что откроет замки, и мы все через распахнутые двери выйдем из "православного гетто", вернем людям Рождество как главный праздник (а вообще, мне всегда казалось, что праздников праздник и торжество из торжеств - это всё-таки Воскресение Христово), все прямо ринутся приобщатся к подлинным христианским традициям и пр.? Вот Болгарская Церковь почти 50 лет назад перешла на новый стиль и что толку? Да никакого толку. Храмы пусты, верующих мало, а те, кто есть - многие месяцами не причащаются и могут только пикеты устраивать против избрание "масонов" во епископы. Убежден, что ключом является совсем не календарь, а осознанное участие всех верных в жизни Церкви. И если мы не будем всё для этого делать - ничего и не будет. Делать, а не самим сидеть в своих маленьких "православных гетто" и болтать в интернете о том, какие же все вокруг глупые в этой стране и как мы хотим сразу всё на блюдечке с голубой каёмочкой. Так ничего не выйдет, друзья.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
afanasii1
Dec. 13th, 2015 11:57 am (UTC)
в том государстве, которое вроде как бы никогда не
Они черное море выкопали.
ioann_vasilisk
Dec. 13th, 2015 12:02 pm (UTC)
Re: в том государстве, которое вроде как бы никогда не
???
ioann_vasilisk
Dec. 13th, 2015 02:36 pm (UTC)
Re: ???
Делать больше нечего, всякую чухню читать.
varnava_mp
Apr. 2nd, 2016 08:19 am (UTC)
Кто за новый стиль, тот потенциальный католик!)))
( 5 comments — Leave a comment )