Ioann Vasilisk (ioann_vasilisk) wrote,
Ioann Vasilisk
ioann_vasilisk

Category:

На статью "Выйти из православного гетто к людям"

Давайте, братья и сестры, вернем уже людям Рождество! - предлагает нам Илья Ааронович Забежинский. Давайте уже перейдем на новоюлианский календарь, выйдем из православного гетто к людям!

Да, безусловно, не буду спорить, давно пора в Российской Церкви над всем этим задуматься, и даже постепенно готовиться к переходу на новоюлианский календарь. Но стоит ли это делать прямо здесь и сейчас? Сильно сомневаюсь, а, точнее, уверен в обратном. Если было бы всё так просто, то святитель Тихон девяносто два года назад не издал бы распоряжение "временно отложить" уже принятое месяц тому назад Архиерейским совещанием Российской Православной Церкви решение о введении нового календарного стиля в церковное употребление.

Если автор, говоря, "одиннадцать поместных Церквей уже скоро сто лет как живут по новому календарю", подразумевает при этом то самое православное большинство, то, к сожалению, приходится огорчится и огорчить его - он глубоко ошибается. Ну, во-первых, чисто фактологическая неточность, ибо из числа 11 Польская Православная Церковь не так давно дала обратный ход, констатировав, что большинство её приходов живет по старому стилю, и на официальном уровне вернулась к юлианскому календарю, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, ныне разделенная фактически на два параллельных Синода, наверное, уже сама не может ответит на вопрос, по какому стилю она живёт а Православная Церковь в Америке пока что не признаётся Вселенским Патриархом автокефальной.

Но это всё, конечно, мелочи. Куда серьезнее, что в очередной раз путаются понятия Поместной и Автокефальной Церкви. Поместная Церковь - это жу вовсе не обязательно Церковь со статусом формальной автокефалии. Совершенно очевидно, что невозможно измерять православное большинство по этому статусу - Московский Патриархат вряд ли равен Албанской Церкви или даже Александрийскому Патриархату. Вообще, по большому счёту каждая Церковь, находящаяся в определенной местности, может быть названа Поместной Церковью; сколько на земном шаре местностей, где имеются Церкви Христовы, — столько на земле и Поместных Церквей. А применительно к Православной Церкви, Поместной Церковью принято считать относительно большую местную Православную Церковь, которая собирает Соборы епископов, поместные Соборы, и как, правило обладающие в той или иной форме самоуправлением. И если посмотреть правде в глаза и реально сравнить количество Поместных Церквей с разными календарями, и ещё при этом учесть количественную составляющую отдельно взятой Поместной Церкви, то получится совсем другая картина. Как бы не хотелось видеть обратное, православное большинство по-прежнему придерживается этого "православного гетто" и остается при юлианском календаре. Помимо автокефальных Сербской, Грузинской и Польской Церквей, одна из крупнейших в мире - многомиллионная Украинская Православная Церковь, в том государстве, которое вроде как бы никогда не страдало российским комплексом самоизбранности, самоисключительности и пр., до сих пор ведь живёт по старому стилю! Кстати, вместе с ней так живёт и Украинская Греко-Католическая Церковь, и это уже о много говорит... А если дальше считать количество, то присовокупив Российскую Церковь и Церкви стран СНГ и Балтии как раз и получится православное большинство. Это ведь подтверждается и тем, что Греческий Православный Патриархат Иерусалима - Православная Церковь на Святой земле, на чьи богослужения съезжаются паломники со всего мира - тоже празднует всё по старому календарю. А святогробское братство, вообще, держится не только старого календаря, но ещё и "святогробского времени"...

Да и вообще, много ли значит сам календарь? Опять же, конечно, переход на новоюлианский календарь - это очень хорошо, нужно и правильно, аргументы за него давно известны, и, в целом, справедливы. Но является ли календарь тем ключом, что откроет замки, и мы все через распахнутые двери выйдем из "православного гетто", вернем людям Рождество как главный праздник (а вообще, мне всегда казалось, что праздников праздник и торжество из торжеств - это всё-таки Воскресение Христово), все прямо ринутся приобщатся к подлинным христианским традициям и пр.? Вот Болгарская Церковь почти 50 лет назад перешла на новый стиль и что толку? Да никакого толку. Храмы пусты, верующих мало, а те, кто есть - многие месяцами не причащаются и могут только пикеты устраивать против избрание "масонов" во епископы. Убежден, что ключом является совсем не календарь, а осознанное участие всех верных в жизни Церкви. И если мы не будем всё для этого делать - ничего и не будет. Делать, а не самим сидеть в своих маленьких "православных гетто" и болтать в интернете о том, какие же все вокруг глупые в этой стране и как мы хотим сразу всё на блюдечке с голубой каёмочкой. Так ничего не выйдет, друзья.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments